
23 ноября 2024 года начала действовать новая система отбора арбитражных управляющих для дел о банкротстве, инициированных Федеральной налоговой службой. Это принципиальное изменение, призванное повысить эффективность процедур банкротства и защитить интересы государства как кредитора.
Ключевые аспекты новой системы
До настоящего времени выбор управляющего осуществлялся по принципу случайной выборки саморегулируемой организации (СРО), что часто приводило к непредсказуемым результатам и недостаточно эффективному управлению имуществом должника. Новая система, основанная на балльной оценке деятельности управляющих, ориентирована на объективные показатели эффективности и прозрачность процесса отбора.
Ключевое отличие заключается в переходе от случайного выбора к системе балльной оценки, формирующей рейтинг управляющих. ФНС создаст публичный электронный регистр арбитражных управляющих, доступный на официальном сайте службы. Этот регистр будет содержать подробную информацию о каждом управляющем, включающую не только биографические данные, квалификацию и опыт работы, но и ключевые показатели эффективности (KPI), рассчитанные по разработанной ФНС методике. Данные о каждом деле, в котором участвовал управляющий, будут содержать информацию о полученных результатах, сроках завершения процедуры, суммах взысканных средств и других важных параметрах. В результате, ФНС получит возможность объективно оценить каждого управляющего и выбрать наиболее квалифицированного и результативного специалиста для конкретного дела о банкротстве.
Критерии начисления баллов
Система балльной оценки, описанная в соответствующем постановлении, представляет собой сложный алгоритм, учитывающий множество факторов, влияющих на эффективность работы арбитражного управляющего. Начисление баллов происходит по итогам каждой процедуры банкротства, при этом учитывается целый ряд критериев. Среди основных можно выделить следующие:
-
Сумма взысканных активов. Чем больше средств управляющий сумел взыскать и передать кредиторам, в том числе в бюджет, тем больше баллов он получит. Данный показатель будет скорректирован с учетом сложности дела, наличия осложняющих факторов, например, вывода активов должником, препятствования со стороны контролирующих лиц и других обстоятельств. В регистре будет содержаться не только итоговая сумма, но и детализированная информация о каждом этапе взыскания, позволяющая объективно оценить действия управляющего.
-
Сроки проведения процедуры. Быстрое и эффективное завершение процедуры банкротства также будет оцениваться высокими баллами. Это стимулирует управляющих к оперативной работе и минимизации издержек, связанных с длительными судебными разбирательствами. Однако скорость не должна идти в ущерб качеству работы. Поэтому система будет учитывать баланс между эффективностью и законностью действий управляющего.
-
Финансовое оздоровление. В случае если процедура банкротства привела к финансовому оздоровлению должника и его дальнейшему функционированию на рынке, управляющий получит значительное количество баллов. Этот показатель особенно актуален для организаций, имеющих стратегическое значение или значительный потенциал. Успешное проведение санации или реструктуризации долга будет высоко оцениваться.
-
Внешнее управление. Эффективность управления предприятием в рамках внешнего управления, включая принятие мер по сохранению активов, оптимизации деятельности и предотвращению дальнейшего ухудшения финансового состояния, будет учитываться отдельным показателем.
-
Конкурсное производство. В случае конкурсного производства, баллы будут начисляться за максимальное удовлетворение требований кредиторов, эффективное реализацию имущества должника и минимизацию потерь для кредиторов.
-
Реализация имущества. Данный показатель учитывает не только сумму вырученных средств, но и скорость реализации, методы продажи активов и соблюдение законодательных норм.
-
Соблюдение законодательства и этических норм. Нарушения законодательства, неэтичное поведение и другие правонарушения будут приводить к снижению баллов или даже к исключению управляющего из реестра. Это важный аспект, направленный на повышение доверия к процедурам банкротства.
-
Качество отчетности. Своевременная и качественная подготовка отчетности, прозрачность деятельности и доступность информации для заинтересованных лиц также являются важными критериями оценки.
Кроме того, система предусматривает штрафные баллы за нарушения законодательства, неэффективное управление активами, протяженность процедур банкротства сверх установленных сроков без веских причин, и другие негативные действия. Вся информация о начислении и снятии баллов будет прозрачной и доступной в публичном реестре.
Как будет работать балльная система
Процедура отбора запускается Федеральной налоговой службой. ФНС публикует информацию о начале конкурсного производства и необходимости выбора арбитражного управляющего, указывая все необходимые детали дела, включая объем активов, специфику бизнеса должника и прочие значимые параметры. Эта публикация содержит четкие сроки подачи заявок от СРО.
Саморегулируемая организация играет ключевую роль в данном процессе. После публикации информации от ФНС СРО имеет право подать заявку на участие в отборе. Заявка должна содержать следующую информацию:
-
Кандидатура арбитражного управляющего. СРО предлагает конкретного управляющего из числа своих членов, представляя его биографию, опыт работы, сведения о пройденных курсах повышения квалификации, информацию о завершенных делах о банкротстве и наличие дисциплинарных взысканий.
Важно: СРО отвечает за репутацию предлагаемого кандидата.
-
Количество баллов. Система предполагает балльную оценку кандидатуры управляющего. Эта оценка формируется на основе объективных критериев, таких как опыт работы, наличие квалификационных аттестатов, успешность завершенных процедур банкротства, отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие специализированного образования и прочее. Чем выше баллы, тем выше приоритет кандидатуры при случайном выборе. Система балльной оценки должна быть прозрачной и доступной для общественного ознакомления, исключая субъективность.
После сбора заявок от СРО формируется шорт-лист. В него входят все кандидатуры, предложенные различными СРО. На этом этапе ФНС проводит проверку предоставленных документов на соответствие требованиям законодательства и объективность оценки кандидатур. Исключаются кандидатуры, не соответствующие установленным критериям.
Ключевой этап — случайный выбор управляющего. Из шорт-листа, с учетом балльной оценки, происходит случайный выбор управляющего с использованием прозрачной и контролируемой процедуры. Этот механизм призван минимизировать влияние субъективных факторов и исключить коррупционные риски. Возможно использование специального программного обеспечения для обеспечения случайности выбора.
Что происходит, если никто не подал заявку?
В случае отсутствия заявок от СРО запускается процедура повторного отбора. Эта процедура может включать в себя:
-
Повторный этап без указания баллов. СРО могут повторно подать заявки, но без указания баллов. Это позволяет увеличить количество участников и повысить шанс на выбор управляющего.
-
Случайный выбор кандидатуры без участия СРО. Если и этот этап не дал результата, ФНС может провести случайный выбор из реестра всех арбитражных управляющих, минуя СРО.
-
Открытый отбор. Если и эти процедуры не увенчались успехом, любой арбитражный управляющий может подать заявку на назначение. В этом случае управляющим будет назначен тот, кто первым подал заявку. Это крайняя мера, применяемая только при отсутствии других кандидатов.
-
Новая система отбора арбитражных управляющих направлена на улучшение качества работы, повышение прозрачности и предотвращение коррупции. Внедрение балльной системы оценки, случайного выбора и механизмов повторного отбора должно обеспечить объективность процесса и назначение наиболее квалифицированных специалистов. Эффективность новой системы будет зависеть от тщательной проработки критериев оценки, прозрачности процедуры и эффективного контроля со стороны надзорных органов.
В перспективе подобная система балльной оценки может быть распространена и на другие категории дел о банкротстве, что позволит существенно улучшить эффективность данной процедуры на всей территории России.