Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Москва, ул. Знаменка, дом 13, стр. 1
этаж 2, офис 15 (м. Боровицкая)

Минэкономики готовит новую редакцию Закона о банкротстве: ключевые изменения

Минэкономики готовит новую редакцию Закона о банкротстве: ключевые изменения

Минэкономразвития возобновило активную работу над масштабной реформой законодательства о банкротстве. Эта инициатива, направленная на существенное обновление устаревшего механизма урегулирования финансовых проблем юридических лиц, включает в себя не просто косметические правки, а кардинальное переосмысление всей системы. Затягивание принятия предыдущего законопроекта (№ 1172553-7), внесенного в Госдуму еще в мае 2021 года, стало очевидным сигналом о необходимости более взвешенного подхода. Законопроект, пролежавший без движения более трех лет, застрял на этапе обсуждений с заинтересованными сторонами, причем, как отмечается, крупнейшие российские банки сыграли в этом процессе не последнюю роль, активно отстаивая свои интересы и, вероятно, внося коррективы, не всегда способствующие ускорению процесса.

Заказать банкротство!

Основные планы ведомства

Планы ведомства — представить совершенно новую редакцию законопроекта к середине июля 2025 года. Это означает, что работа над документом ведется практически с нуля, учитывая опыт и проблемы, возникшие при рассмотрении предыдущего варианта. Минэкономразвития рассчитывает на активное участие всех заинтересованных сторон на стадии обсуждения, чтобы избежать повторения ситуации с затягиванием принятия закона. Этот новый, более совершенный, по замыслу разработчиков, законопроект должен быть рассмотрен и принят Государственной Думой уже в осеннюю сессию текущего года. Таким образом, перед ведомством стоит очень амбициозная задача — за считанные месяцы подготовить и пролоббировать принятие документа, способного существенно повлиять на экономическую среду страны.

Возвращение к теме комплексной реформы института банкротства было инициировано главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым в начале 2025 года. Он неоднократно подчеркивал, что обновление законодательства о банкротстве является одной из важнейших структурных реформ, необходимых для обеспечения устойчивого экономического развития России. Решетников, по всей видимости, осознает, что несовершенство действующего законодательства тормозит экономический рост, создавая негативную среду для бизнеса и инвестиций. Поэтому спешка в принятии нового закона вполне объяснима с точки зрения государственной политики.

Основные нововведения

Эта масштабная реформа направлена на коренное изменение подхода к процедурам банкротства, делая акцент на реабилитацию должника, а не на его ликвидацию, что является существенным отходом от существующей практики. Сейчас система работает по трехэтапной модели, включающей наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Предлагаемая реформа предполагает радикальное упрощение процедуры, сводя её к выбору между реабилитацией (реструктуризацией долгов) и конкурсным производством (ликвидацией). Это означает отказ от длительных и зачастую неэффективных этапов наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Такой переход к упрощенной схеме “реабилитация или конкурс” представляется логичным и своевременным шагом. Многие предприятия терпят крах не столько из-за самой процедуры банкротства, сколько из-за паралича хозяйственной деятельности, вызванного заморозкой платежей и негативной репутационной составляющей, связанной с самим фактом объявления банкротства. “Токсичность” слова “банкрот” приводит к потере доверия со стороны контрагентов и партнеров, что ускоряет процесс распада бизнеса даже до начала официальных процедур. Новая система, фокусируясь на реабилитации, стремится минимизировать этот эффект, предоставляя компаниям возможность реструктурировать свои долги и продолжить работу. Это, в свою очередь, должно способствовать сохранению рабочих мест и экономической стабильности.

Законопроект предусматривает целый комплекс мер, призванных ускорить и удешевить процедуры банкротства, повышая шансы на успешную реорганизацию предприятий. Одним из ключевых предложений является внедрение “голландского аукциона” для реализации активов банкротов. В отличие от традиционных аукционов, где цена постепенно увеличивается, в голландском аукционе начальная цена достаточно высокая, и она постепенно снижается до момента, пока не найдется покупатель. Этот механизм, хорошо зарекомендовавший себя в зарубежной практике, призван повысить ликвидность активов и ускорить их продажу, одновременно снижая вероятность сговора среди участников торгов. Транспарентность и эффективность этого механизма являются неоспоримыми преимуществами.

Другим важным аспектом реформы является предполагаемое повышение вознаграждения арбитражных управляющих. Минэкономразвития обосновывает это необходимостью повышения мотивации, независимости и профессионального уровня специалистов, которые управляют процедурами банкротства. Тем не менее увеличение оплаты может привести к росту издержек процедуры банкротства, что, безусловно, требует тщательного анализа и контроля. Вместе с тем, предлагаемая система назначения арбитражных управляющих, основанная на рейтингах и случайном выборе, вызывает определенные опасения. Существует риск, что такой подход может привести к приоритету формального накопления баллов в рейтинге над достижением реальных результатов в управлении процедурой банкротства. Это может снизить эффективность работы управляющих и негативно повлиять на весь процесс.

В целом, реформа системы банкротства представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую взвешенного подхода и комплексного анализа всех возможных последствий. Успешное внедрение изменений будет зависеть от тщательной проработки деталей, исключения потенциальных рисков и обеспечения эффективного контроля за реализацией закона. Внесение поправок в законодательство, касающиеся столь важной сферы, как банкротство, требует не только учета экономических факторов, но и глубокого анализа социальных последствий и гарантий защиты прав всех заинтересованных сторон. Предстоящая осенняя сессия Государственной Думы станет важным этапом в этом процессе, и от результатов работы законодателей во многом будет зависеть дальнейшее развитие экономики страны. Успех реформы будет зависеть от того, насколько удастся Минэкономразвитию сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон и создать эффективную и справедливую систему урегулирования финансовых споров.

← Возврат к списку новостей БанкротПроект

Напишите нам онлайн X