Содержание
Что имеют право делать коллекторы?
Если кредитная организация передала долг в коллекторское агентство, должнику придётся общаться с его сотрудниками. При оформлении любого кредита заёмщик даёт согласие на передачу своей персональной информации третьим лицам, а потому такие действия вполне законны. Однако существуют обязанности и права коллекторов, а также определённый список ограничений на методы взыскания.
Что говорит закон о правах коллекторов?
Особенности работы сотрудников коллекторских агентств указаны в ФЗ № 230. Следует учитывать, что, в отличие от банков, деятельность агентств контролирует не Центробанк, а ФССП (служба приставов).
Это важно! Одновременно взыскивать долг с одного должника может только одно агентство. Но через месяц или два такие права могут быть переданы уже другой фирме.
При звонке должнику сотрудник обязательно должен полностью представиться: назвать свою фамилию, имя, отчество и фирму, в которой он работает. Также коллектор должен назвать номер договора (который подтверждает заём), сумму долга и все подробности (срок возврата, накопившиеся штрафы, способы погашения и прочее).
Согласно законодательству, все звонки коллекторов должны записываться. Эта информация станет основательной базой, если заёмщик решит подать жалобу в ФССП или суд.
Коллекторы вправе работать по двум вариантам:
- По договору с банком или микрокредитной организацией. То есть фирма занимается исключительно взысканием, а сам долг остаётся собственностью кредитора.
- Выкупив задолженность. Тогда все права на долг переходят агентству.
Обязанности и права коллекторов
Сотрудники агентств имеют право:
- Пытаться связаться с должником, уточнить его платёжеспособность, выяснить намерения о погашении задолженности, изучить финансовые трудности.
- Сообщить об общей сумме долга, штрафах и пенях за просрочку. Допустимы звонки, СМС-сообщения, сообщения в мессенджерах, визиты по месту прописки, проживания и на работу.
- Подать в суд исковое заявление. Фирма имеет право обратиться за судебным приказом на исполнительное производство. В таком случае взыскивать долг принудительно будут уже официальные органы.
При этом общение обязано проходить уважительно, без оскорблений и угроз. Сотрудник коллекторского агентства должен отвечать на все вопросы должника, например, если тот попросит назвать регистрационный номер его фирмы.
Также права коллекторов распространяются на возможность списать часть долга или пени. Агентства выкупают долги за относительно небольшой процент (в пределах 5 %), а потому могут себе позволить смягчить долговую нагрузку на человека и при этом остаться в плюсе.
Сотрудники агентств по взысканию не имеют права:
- хамить, угрожать, шантажировать, применять психологическое насилие в любой форме;
- физически воздействовать на человека (не могут даже удержать за руку);
- принудительно изымать чужую собственность;
- использовать методы взыскания, которые могут нанести вред здоровью заёмщика либо испортить его имущество;
- обманывать, предоставлять недостоверную информацию.
Если фирма будет использовать незаконные методы воздействия, её оштрафуют. Максимальное наказание для агентства — лишение лицензии (оформляется ФССП) на осуществление деятельности.
Способы воздействия на должника
В законодательстве чётко прописаны меры и интенсивность воздействия, которые коллекторы вправе применять:
- Телефонные звонки. Максимум один раз в день, два в неделю, восемь в месяц.
- Личные встречи. Максимум один раз в неделю.
- Характер личных встреч. К должнику на личную встречу может приходить максимум один коллектор, без исключений.
- Сообщения в мессенджерах и СМС. Максимум два раза в день, четыре в неделю.
- Когда могут побеспокоить. В будни с 08:00 до 22:00, в выходные и праздничные с 09:00 до 20:00.
- Телефонные номера. Общаться с должником можно только с номеров, которые оформлены на фирму, без исключений.
- Разглашение данных. Сотрудники агентства не вправе разглашать личную информацию третьим лицам.
- Предоставление информации. Сотрудник должен назвать свои Ф. И. О., название фирмы и по запросу должника предоставить прочую информацию.
Права коллекторов на взыскание не распространяются на следующие категории граждан:
- инвалиды первой группы;
- беременные женщины;
- матери детей возрастом до полутора лет;
- находящиеся на лечении в больнице.
Если к гражданам из этих категорий пришли коллекторы, они вправе обратиться с жалобой в ФССП.
Судебные инстанции
Права коллекторов подразумевают обращение в суд в течение трёх лет с момента просрочки по кредиту, это прописано в статье № 196 ГК РФ. Если фирма успеет это сделать, будет возбуждено дело о принудительном взыскании. Если нет — должник подаёт возражение, так как по закону срок исковой давности составляет именно три года. В таком случае суд возвращает заявление коллекторского агентства.
Это важно! Если срок давности по долгу истёк, его всё равно не закроют автоматически. Человек должен самостоятельно написать заявление.
Куда жаловаться
Если коллектор превысил свои полномочия, человек может обратиться в следующие инстанции:
- МВД. Если повреждено имущество, были угрозы и прочие незаконные действия.
- СК РФ. В случае вымогательства.
- Прокуратура. При угрозах жизни и здоровью со стороны коллекторов.
При этом обязательно нужно сохранять переписку, записывать аудио разговоров по телефону и видео личных встреч — это станет доказательной базой.
Подводя итоги по правам коллекторов
Права коллекторов исчерпывающем образом отражены в ФЗ № 230. Сотрудники агентств не могут превышать свои должностные обязанности, переходить законные и разумные рамки методов взыскания. В том числе воздействовать физически и применять психологическое насилие. В любых таких случаях человек имеет право обратиться в правоохранительные органы.
С другой стороны, и сам должник должен понимать, что задолженность по кредиту сама собой никуда не денется и в результате он будет иметь дело уже с судебными приставами. У официальных сотрудников исполнительной системы прав намного больше, например, они могут арестовать имущество.