Содержание
Одной из наиболее сложных и ответственных стадий банкротства юридического лица является конкурсное производство. Это завершающий этап, цель которого — максимально эффективная реализация имущества должника для удовлетворения требований кредиторов и последующая ликвидация юридического лица с его исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Вся процедура находится под строгим контролем арбитражного суда, а ее реализация возложена на ключевую фигуру — конкурсного управляющего.
Кто такой конкурсный управляющий
Конкурсный управляющий — это специалист, избираемый арбитражным судом из числа кандидатов, представленных кредиторами, или, при отсутствии таковых, назначаемый судом. Это гражданин Российской Федерации, обязательно являющийся членом саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих. Принадлежность к СРО гарантирует наличие у управляющего необходимой квалификации, опыта работы и страхования профессиональной ответственности, что защищает интересы кредиторов и должника. Выбор конкурсного управляющего — важный этап, влияющий на весь ход конкурсного производства и конечный результат. К кандидатам предъявляются высокие требования, учитывающие их профессиональные навыки и репутацию.
Порядок назначения конкурсного управляющего
Процедура назначения конкурсного управляющего в деле о банкротстве, регламентированная Федеральным законом № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, представляет собой многоступенчатый процесс, призванный обеспечить объективность и независимость управления имуществом должника. Ключевую роль в этом процессе играет собрание кредиторов, наделенное правом выбора кандидатуры конкурсного управляющего или саморегулируемой организации (СРО), которая впоследствии предоставит такого кандидата. Однако данный выбор осуществляется с учетом строгих ограничений, призванных предотвратить конфликт интересов и обеспечить беспристрастность процедуры.
Закон и судебная практика четко определяют, какие голоса не учитываются при принятии решения собранием кредиторов. В частности, голоса кредиторов, контролирующих должника, а также аффилированных с ним лиц, не принимаются во внимание при определении кандидатуры конкурсного управляющего. Это принципиальное положение, подтвержденное многочисленными судебными прецедентами, включая обзор Президиума Верховного Суда РФ от 29.01.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2024 по делу № 09АП-1331/2024 (А40-143216/2016), нацелено на минимизацию влияния заинтересованных сторон на выбор управляющего и обеспечение его объективности.
Более того, для исключения даже потенциальных конфликтов интересов, законодатель ввел специальные ограничения для финансовых организаций. Так, лицо, входившее в состав временной администрации финансовой организации, не может быть назначено конкурсным управляющим в деле о ее банкротстве. Это положение, закрепленное, например, в обзоре Президиума Верховного Суда РФ от 15.05.2024, гарантирует независимость и беспристрастность управления имуществом в критически важных секторах экономики.
Кредиторы, стремясь к прозрачности и объективности, вправе определить СРО методом случайного выбора. Этот инновационный подход, получивший подтверждение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 по делу № Ф10-3745/2021 (А08-9081/2020), способствует равномерному распределению кандидатов и исключению предвзятости. Случайный отбор СРО рассматривается как механизм, обеспечивающий баланс интересов всех участников процедуры банкротства — кредиторов, должника и государства.
После того как кандидатура конкурсного управляющего или СРО выбрана собранием кредиторов, в арбитражный суд направляется ходатайство о его назначении. Суд, в свою очередь, направляет запрос в выбранную СРО для проверки соответствия кандидата установленным требованиям. СРО либо подтверждает соответствие кандидата, либо предлагает другую кандидатуру из числа своих членов. Суд не ограничивается формальной проверкой, а тщательно изучает все обстоятельства, чтобы избежать назначения некомпетентного или заинтересованного лица.
Интересным аспектом практики является назначение конкурсного управляющего, ранее участвовавшего в процедуре банкротства на предыдущей стадии. Это объясняется наличием у такого специалиста знания дела и его истории, что может ускорить и упростить процедуру. Однако в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или выявления конфликта интересов, прежний конкурсный управляющий может быть заменен или отстранен от исполнения своих обязанностей. В этом случае суд принимает решение об отстранении и назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о назначении нового конкурсного управляющего, следуя при этом всё той же процедуре, описанной выше, начиная с выбора кандидатуры собранием кредиторов. Таким образом, процедура назначения конкурсного управляющего — это динамичный процесс, адаптирующийся к условиям каждого конкретного дела о банкротстве и направленный на достижение максимально справедливого и эффективного решения.
Функции конкурсного управляющего
Функции конкурсного управляющего многогранны и требуют высокой степени ответственности, юридической грамотности и организационных способностей. Они охватывают весь процесс конкурсного производства от начала до конца, и их эффективное исполнение напрямую влияет на удовлетворение требований кредиторов и минимизацию потерь. Рассмотрим основные функции конкурсного управляющего более подробно:
1. Организационно-подготовительные функции:
-
Сбор информации о должнике. На начальном этапе конкурсный управляющий обязан собрать всю необходимую информацию о деятельности должника, его имуществе, обязательствах перед кредиторами, финансовом состоянии и истории деятельности. Такие действия включают: изучение учредительных документов, бухгалтерской отчетности, договоров, банковских выписок и прочей документации.
-
Принятие имущества банкрота и проведение его инвентаризации. Этот этап является фундаментальным, поскольку от полноты и точности инвентаризации зависит дальнейшее распределение активов. По общему правилу, на проведение инвентаризации отводится 3 месяца с даты начала конкурсного производства. Практика показывает, что в случае с крупными предприятиями, обладающими значительным объемом имущества (недвижимость, оборудование, запасы, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и т.д.), этот срок может оказаться недостаточным. В таких ситуациях конкурсный управляющий имеет право обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока проведения инвентаризации. Суд, оценив обоснованность ходатайства, может установить более длительный период, необходимый для проведения полной и объективной инвентаризации. В течение 3 рабочих дней после завершения инвентаризации управляющий обязан опубликовать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) данные о ее итогах, включая подробный перечень выявленного имущества, его оценку (предварительную, если окончательная оценка будет проведена позже) и местонахождение. Эта публикация обеспечивает прозрачность процесса и доступность информации для всех заинтересованных лиц – кредиторов, должника и других участников процедуры банкротства.
-
Обеспечение сохранности имущества, то есть принятие мер по предотвращению хищения, порчи или уничтожения имущества. Такие действия могут потребовать привлечения охранных организаций, проведения ремонтных работ для предотвращения дальнейшего износа имущества, а также принятия мер по консервации имущества, если оно не используется и подвержено быстрому износу. Управляющий обязан обеспечить надлежащее хранение имущества и предотвратить его утрату, неся за это личную ответственность.
-
Поиск и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Это может быть имущество, переданное должником в залог, арендованное, проданное с нарушением законодательства или скрытое от кредиторов. Конкурсный управляющий должен активно проводить работу по выявлению такого имущества, используя все доступные правовые инструменты, включая запросы в государственные органы, возбуждение исполнительных производств, обращение в суд с исками о признании сделок недействительными.
-
Опись и оценка имущества должника. Конкурсный управляющий производит опись всего имущества должника, включая движимое и недвижимое имущество, права требования, ценные бумаги и прочие активы. После описи проводится оценка имущества, чтобы определить его рыночную стоимость для целей реализации. Оценка должна быть объективной и проводиться с привлечением независимых оценщиков, если это требуется законодательством.
-
Управление имуществом должника. До момента реализации имущества конкурсный управляющий осуществляет его управление, обеспечивая сохранность и предотвращение убытков. Управление включает в себя контроль за состоянием имущества, предотвращение его порчи или хищения, а также принятие мер по его сохранению и приумножению, если это возможно.
-
Уведомление заинтересованных лиц. Управляющий обязан уведомить всех известных кредиторов о начале конкурсного производства, а также иные заинтересованные стороны, такие как работники должника, государственные органы и т.д. Своевременное и корректное уведомление — важная процедура, обеспечивающая прозрачность процесса и соблюдение прав всех участников.
-
Предъявлять требования о взыскании дебиторской задолженности банкрота. Такие меры необходимы для максимизации размера средств, поступающих в конкурсную массу, конкурсный управляющий должен. Эти действия включают в себя сбор информации о должниках банкрота, направление им претензий и, при необходимости, обращение в суд для взыскания задолженности.
-
Заявление возражений против требований кредиторов, если они признаются им необоснованными или предъявлены с нарушением законодательства. Управляющий должен тщательно анализировать все требования кредиторов, проверять их обоснованность и законность, защищая интересы конкурсной массы.
-
Ведение реестра требований кредиторов. Это сложный и ответственный процесс, требующий точности и аккуратности. Реестр содержит информацию обо всех кредиторах, размере и характере их требований, а также о ходе их удовлетворения.
-
Информирование работников должника о грядущем увольнении в соответствии с законодательством. Как правило, это должно быть сделано максимум в течение месяца с даты начала процедуры конкурсного производства, с соблюдением всех предусмотренных законом норм и выплатой выходных пособий.
-
Заключение сделок от имени должника — еще одна функция управляющего, но она сопряжена со строгими ограничениями. Заключать сделки, в которых есть заинтересованность конкурсного управляющего (или аффилированных лиц), разрешается только с согласия кредиторов (их собрания или комитета кредиторов). Это предотвращает злоупотребления и гарантирует прозрачность сделок.
-
Передача на хранение документов банкрота, которые подлежат обязательному хранению согласно законодательству РФ. Это важная функция, обеспечивающая сохранность документации, важной для деятельности предприятия, а также для последующих проверок и аудитов.
2. Реализационные функции
Продажа имущества должника. Одна из ключевых функций конкурсного управляющего — реализация имущества должника. Продажа может осуществляться различными способами: публичные торги, аукционы, прямая продажа и другие. Управляющий обязан обеспечить максимальную выручку от продажи имущества, действуя в интересах кредиторов. Он выбирает наиболее эффективный способ реализации, учитывая особенности имущества и рыночную конъюнктуру.
3. Расчетные функции:
-
Формирование реестра требований кредиторов. Конкурсный управляющий формирует реестр требований кредиторов, проверяя обоснованность и законность предъявленных требований. Это сложная и ответственная процедура, требующая глубокого анализа предоставленных документов и применения законодательства о банкротстве.
-
Распределение средств между кредиторами. После реализации имущества должника конкурсный управляющий распределяет полученные средства между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством. Порядок распределения средств четко регламентируется законом и зависит от вида и размера задолженности перед каждым кредитором.
-
Предоставление отчетности. На протяжении всего конкурсного производства, а также после его завершения, конкурсный управляющий представляет арбитражному суду подробную отчетность о своей деятельности. Отчетность включает информацию о проделанной работе, реализованном имуществе, распределенных средствах и прочих важных моментах.
4. Иные функции:
-
Представление интересов должника в суде. Конкурсный управляющий представляет интересы должника в арбитражном суде, участвуя в судебных заседаниях и разрешении спорных вопросов.
-
Сотрудничество с правоохранительными органами. При выявлении признаков мошенничества или других преступлений, связанных с деятельностью должника, конкурсный управляющий обязан сотрудничать с правоохранительными органами.
-
Обеспечение соблюдения законодательства. Во всех своих действиях конкурсный управляющий обязан строго следовать законодательству Российской Федерации о банкротстве. Нарушение законодательства может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до привлечения к ответственности.
Вывод
Функции конкурсного управляющего требуют высокого уровня профессионализма, ответственности и знания законодательства. От его действий зависит эффективность процедуры банкротства, степень удовлетворения требований кредиторов и ликвидация должника в соответствии с законом. Поэтому выбор компетентного и добросовестного конкурсного управляющего является ключевым фактором успешного завершения конкурсного производства.