Содержание

Помимо привычного нам национального банкротства, в условиях глобализации все чаще возникают ситуации, требующие применения института трансграничного банкротства. В российском законодательстве нет четкого определения “трансграничного банкротства”. Закон упоминает лишь “трансграничную несостоятельность” — ситуацию банкротства, связанную с иностранными элементами (статья 29 Федерального закона № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”).
Что такое трансграничное банкротство
Это сложный и многогранный процесс, регулируемый как национальным, так и международным правом, который запускается, когда финансовые трудности компании или физического лица имеют международный аспект. Проще говоря, трансграничное банкротство возникает, когда должник или его активы находятся в разных юрисдикциях. Это может означать, что должник — гражданин одной страны, а его кредиторы — граждане других государств, или же его активы расположены в нескольких странах. Сложность ситуации заключается в необходимости координации действий различных судебных и административных органов разных стран, что требует глубокого понимания как национального законодательства каждой из вовлеченных юрисдикций, так и международных договоров и конвенций в области банкротства.
Можно выделить ключевые признаки такого банкротства:
-
Международный элемент в лице должника. Должником является иностранная компания, гражданин иностранного государства, или компания с иностранным участием, например, если учредителем или контролирующим лицом является иностранное лицо. Это означает, что в процедуре банкротства участвуют иностранные субъекты права.
-
Международное размещение активов. Имущество должника, подлежащее распределению между кредиторами в процессе банкротства, находится за пределами России. Это может быть недвижимость, счета в иностранных банках, оборудование и т.д. Такое обстоятельство дел существенно усложняет процесс банкротства, поскольку необходимо взаимодействие с иностранными юрисдикциями.
Роль арбитражного управляющего
В трансграничном банкротстве особую роль играет арбитражный управляющий. Он отвечает за управление имуществом должника, реализацию активов и распределение средств между кредиторами. В условиях трансграничного банкротства арбитражный управляющий должен обладать не только опытом в национальном праве, но и знанием международного права, а также умением эффективно взаимодействовать с органами власти разных стран. Его задача — добиться максимально эффективного распределения активов должника между кредиторами, несмотря на сложности, связанные с разными юрисдикциями.
Что нужно, чтобы было проведено трансграничное банкротство
Для того чтобы заявление о банкротстве было признано обоснованным, необходимо установить “тесную связь” должника (иностранного лица) с Российской Федерацией. Это понятие не имеет жесткого, формализованного определения, а подразумевает совокупность факторов, позволяющих установить, что центр экономических интересов должника или его кредиторов находится на территории РФ. Суд, рассматривающий заявление о банкротстве, обязан тщательно изучить каждый из этих факторов, чтобы принять обоснованное решение о своей компетенции.
Рассмотрим подробнее признаки, указывающие на наличие этой “тесной связи”. Необходимо подчеркнуть, что наличие одного-двух признаков, как правило, недостаточно для признания юрисдикции российских судов. Требуется совокупность обстоятельств, подтверждающих значительную и устойчивую связь иностранного должника с Россией.
В качестве таких обстоятельств могут выступать: регулярная и масштабная экономическая деятельность должника на территории РФ. Это не просто эпизодические сделки, а системная, постоянно осуществляемая деятельность, направленная на получение прибыли на российском рынке. Важно установить, кому именно адресована эта деятельность: если основная часть контрагентов — российские юридические лица и граждане РФ, это весомый аргумент в пользу тесной связи. В этом контексте важна ориентация бизнеса на российский рынок, на удовлетворение потребностей российских потребителей или предприятий.
Центр основных интересов контролирующих лиц должника — еще один важный фактор. Если лица, осуществляющие фактическое управление иностранной компанией, проживают в России, имеют здесь недвижимость, ведут личный бизнес, то это значительно повышает вероятность признания юрисдикции российских судов. Аналогично, наличие в России органа управления должника, филиала или представительства является значительным подтверждением тесной связи.
Связи управляющих лиц с Россией могут быть различными. Это может быть гражданство РФ, вид на жительство, участие в российском бизнесе, например, через владение долями в других компаниях или членство в советах директоров российских предприятий.
Важно: даже привлечение к субсидиарной ответственности российским судом руководителей или учредителей иностранной компании указывает на тесную связь с Россией, поскольку это предполагает наличие активов или имущественных обязательств на территории РФ.
Наличие значительной части имущества должника на территории России также играет важную роль. Это могут быть недвижимость, оборудование, товарные запасы и другие активы. Чем больше доля имущества находится в России, тем вероятнее признание юрисдикции российских судов.
Нельзя не отметить значение места заключения и исполнения сделок. Если большая часть коммерческих операций должника связана с Россией, например, заключение договоров, выполнение обязательств, получение платежей, это также свидетельствует о тесной связи. Наконец, местонахождение основных доказательств по делу также является существенным фактором. Если необходимая для рассмотрения дела документация находится в России, это значительно упрощает процесс и может быть аргументом в пользу юрисдикции российских судов.
Установление “тесной связи” иностранного должника с Россией — это комплексный процесс, требующий всестороннего анализа фактических обстоятельств. Решение суда будет основываться на совокупности представленных доказательств, подтверждающих значительные и устойчивые связи должника с российской юрисдикцией. Простое проживание директора или учредителя в России недостаточно, необходимо установить, что их деятельность тесно связана с деятельностью должника на территории РФ и что эта деятельность существенна для существования компании. Только при наличии убедительных доказательств всех или большинства перечисленных признаков можно говорить о возможности проведения трансграничного банкротства в российских судах.
Сложности трансграничного банкротства
Сложность таких дел обусловлена целым рядом факторов, значительно усложняющих традиционную процедуру банкротства. Прежде всего, территориальная разобщенность участников процесса создает существенные трудности в доставке судебных извещений иностранному должнику. Нередки случаи, когда должник просто не получает уведомление о начале процедуры банкротства, что затрудняет его участие в процессе и справедливое разрешение спора. Более того, локализация активов должника за пределами России представляет собой серьезную проблему для конкурсного управляющего. Нахождение имущества должника за рубежом требует значительных затрат времени и ресурсов на его обнаружение, оценку и последующую реализацию с целью пополнения конкурсной массы.
Наибольшие сложности трансграничного банкротства возникают на стадии исполнения судебного решения. Если должник находится за границей, его привлечение к ответственности и взыскание с него задолженности становится чрезвычайно затруднительным. Это связано с необходимостью обращения к иностранным судебным органам, соблюдения международно-правовых норм, а также преодоления различий в законодательствах различных стран. Процедура признания и приведения к исполнению российского судебного решения за рубежом может затянуться на годы, и ее успешный исход далеко не гарантирован. Международное сотрудничество в области правовой помощи по гражданским делам, хотя и предусмотрено международными договорами, часто осложняется бюрократическими процедурами и различиями в правовых системах.
В рамках трансграничного банкротства возникает множество специфических вопросов, требующих тщательного анализа и разрешения. Например, пополнение конкурсной массы осложняется необходимостью идентификации и возврата активов должника, расположенных за границей. Оспаривание сделок должника, совершенных с целью вывода активов из-под ответственности кредиторов, также становится значительно сложнее при наличии иностранного элемента. Доказательство недобросовестности действий должника и привлечение к ответственности связанных с ним иностранных лиц требует тщательного сбора доказательств и привлечения международных экспертов. Возврат активов на территорию России для распределения между кредиторами, в свою очередь, представляет собой отдельную непростую задачу, требующую соблюдения множества процедур и согласований.
Российским кредиторам в таких ситуациях довольно сложно защитить свои права и интересы. Недобросовестные должники, находясь за границей, часто уклоняются от исполнения своих обязательств, используя различия в правовых системах и международных процедурах. Закон о банкротстве предусматривает возможность рассмотрения дел о трансграничном банкротстве по российскому законодательству, использование национальных механизмов регулирования и привлечение к процессу государственных учреждений для обеспечения соблюдения прав российских кредиторов. Но на практике эффективность этих механизмов часто ограничивается сложностью международного сотрудничества и необходимость в высокой квалификации юристов, специализирующихся на международном праве и трансграничном банкротстве. Поэтому вопрос о совершенствовании российского законодательства и международного сотрудничества в этой области остается актуальным.
Таким образом, трансграничное банкротство — это процедура банкротства, в которой присутствуют как минимум один из этих признаков, а часто оба одновременно. Проведение трансграничного банкротства влечет за собой значительные сложности, поскольку необходимо учитывать и сопоставлять законодательство разных стран, координировать действия различных судебных и иных органов, а также решать вопросы о признании и исполнении решений иностранных судов на территории России и наоборот. Отсутствие прямого определения в российском законодательстве делает разрешение подобных споров еще более сложным и требует тщательного изучения международного права и правовых норм как России, так и других задействованных стран.